Главная - Новости - НИНА КАРПАЧЕВА: «Репресивные нормы Законов Украины № 3879 и № 3587 от 16 января 2014 года грубо нарушают права человека и противоречат международным обязательствам Украины»

НИНА КАРПАЧЕВА: «Репресивные нормы Законов Украины № 3879 и № 3587 от 16 января 2014 года грубо нарушают права человека и противоречат международным обязательствам Украины»

Звернення Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини «Україна має стати дружньою для кожної дитини» до органів влади та громадськості з нагоди 20-ї річниці ратифікації Україною Конвенції ООН з прав дитини

Заявление Первого Омбудсмана Украины

Полуторамесячное ожидание всего украинского сообщества и международной общественности того, что в соответствии с конституционным принципом неотвратимости наказания, виновные в грубом применении силы в отношении мирных протестущих граждан 30 ноября 2013 года будут привлечены к персональной ответственности,  оказались напрасными. К сожалению, власть пошла по пути легитимации репрессивных действий правоохранительных органов и судебной системы, одобрив голосами «большинства» Законы Украины № 3879 и № 3587 от 16 января 2014 года.

Как по форме принятия, так и по своему содержанию эти Законы противоречат Конституции Украины, стандартам прав и свобод человека, международным обязательствам Украины и прецедентным решениям Европейского суда по правам человека, в частности «Вєренцов против Украины» и «Шмушкович против Украины».

Указанные Законы нарушают ряд основоположных гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией Украины и Европейской конвенцией по правам человека, в частности: свободу мирных собраний, право на информацию, свободу передвиження, право на справедливый суд, свободу ассоциаций, а также нарушается принцип верховенства права.

По своей сути репрессивная направленность норм этих Законов противоречит заявленному Президентом Украины В.Януковичем курсу на гуманизацию украинского законодательства.

Но наиболее опасным является то, что нормы этих Законов не будут содействовать разрешению в правовом порядке существующих социальных конфликтов, а напротив, – будут углублять общественное противостояние и, тем самым, в случае вступления в силу – будут вести к обострению безпрецедентного общественно-политического кризиса, что может даже привести к потере независимости Украины.

Следует также отметить, что некоторые правовые новации являются просто аморальными и содержат коррупционную составляющую. Так, новые нормы Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»,в частности статья 134, установливают, что судья, его близкие родственники и члены семьи в шести поколениях от прадеда до правнука и даже сожители, не состоящие в браке?!, получили право на защиту не только личной безопасности, но и своего имущества. А сами судьи – дополнительное право на оборудование своего жилища охранной и противопожарной сигнализациями за счет государственного бюджета, то есть – за счет граждан Украины – плательщиков налогов! Понятно, что это не будет содействовать возрастанию общественного доверия к суду, и никоим образом не добавит гражданам гарантий  справедливого и беспристрастного суда.

Вполне очевидно, что проголосованные Верховной Радой Украины 16 января 2014 года Законы, касающиеся прав и свобод миллионов граждан, должны стать предметом широкого общественного обсуждения и могут быть введены в действие лишь с учетом предложений гражданского общества и экспертной оценки со стороны Венецианской комиссии Совета Европы.